Приморский детектив

Несколько лет назад на Дальнем Востоке России неожиданно появился новый писатель. В конце 2007 года из печати вышел детективный роман Александра Бондаря «Месть палача».

Настоящее имя автора — Александр Сергеевич Бондаренко. И это имя было широко известно жителям региона, но не в связи с его литературной деятельностью. Блестящий работник правоохранительных органов, генерал-майор налоговой полиции оказался еще и талантливым писателем.

Коренной приморец, Александр Бондаренко родился 17 января 1952 года в Уссурийске. Отслужив в армии, поступил в Горьковскую Высшую школу милиции. Закончив обучение, вернулся на свою малую родину, в Приморье. Правда, не в Уссурийск, а во Владивосток. Отныне с этим городом была связана вся дальнейшая судьба Александра Бондаренко.

От простого оперуполномоченного Фрунзенского РОВД он прошел путь до заместителя начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Приморского края. На счету Александра Бондаренко была масса раскрытых преступлений, множество громких уголовных дел. Чего стоит только история с накрытием крупной сети фальшивомонетчиков, которые изготавливали в Приморье поддельные доллары. В 1990 году операцией по обезвреживанию банды руководил как раз Александр Бондаренко. Забегая вперед, отметим, что нет ничего удивительного, что почти все сюжеты его произведений имеют в той или иной степени реальную основу.

На встрече с читателями

После работы в органах российской милиции Александр Бондаренко был назначен начальником Управления Федеральной службы налоговой полиции по Приморскому краю. За неполных 17 лет службы прошел путь от лейтенанта до генерал-майора. Два звания — капитана и полковника — он получил досрочно. Награжден знаком «Отличник милиции» и тремя медалями за безупречную службу. Также сегодня он активно участвует в работе Международной полицейской ассоциации, будучи заместителем главы Приморского региона Российского секции этой общественной организации. В 2009–2010 годах Александр Бондаренко возглавлял городской журнал «CITY Владивосток», являясь его генеральным директором.

После выхода в отставку, которая была сопряжена с некоторыми непростыми эпизодами в биографии Александра Бондаренко, он смог посвятить себя литературному творчеству. Ведь, по его словам, пока он работал в правоохранительных органах, на полноценный писательский труд просто не оставалось времени.

На сегодняшний день им издано десять детективных романов и два произведения в других жанрах. В разработке находятся еще несколько книг.

Первый роман «Месть палача» вышел в 2007 году. Жесткий психологический триллер о раскрытии в Советском Союзе дела тайной организации, уничтожавшей убийц и коррупционеров, которым удалось уйти от наказания, впечатлял смелостью и размахом замысла. Но центральное место в романе, как бы то ни было, занимала тонкая психологическая интрига. Вообще, психологическая составляющая творчества Александра Бондаря с самого начала стала его фирменным стилем. Тут сказывается опыт его прошлой жизни в качестве оперативного работника органов внутренних дел, когда для того, чтобы изобличить преступника, приходилось тщательно исследовать предполагаемый образ его мыслей, практически проникая в его душу.

За «Местью палача» последовал роман «Шингон». Тоже могущественная тайная организация, тоже многочисленные злодеяния, но именно в этом произведении перед читателями предстает Тихон Котт — центральный персонаж большинства последующих книг Александра Бондаря. Этот герой, напоминающий, с одной стороны, персонажей классического советского детектива, а с другой — самого Джеймса Бонда, получился на редкость ярким и жизненным. Само собой, автор несколько идеализирует своего героя, но это простительная слабость, похожая на любовь отца к своему ребенку.

С зарубежными коллегами на встрече Международной полицйеской ассоциации

 

Последующие три романа, объединенные общим героем — Тихоном Коттом, — ознаменовали появление новой ноты в творчестве писателя. Отныне по большой части география произведений Александра Бондаря — не только Россия, но и весь мир. Детективный жанр не имеет ничего против экзотического сопровождения, не так ли? Поэтому герои романов Александра Бондаря оказываются на Филиппинах и в Австралии, как в «Боракайском закате», колесят по Европе, как в «Монахе из Клерво», «Мягком времени» и «Сороке на рододендроне», окунаются в карнавальную атмосферу Рио-де-Жанейро, как в «Сахарной голове». При этом в описании заграничных реалий автор точен до педантизма. Подробности и детали, которые он предлагает вниманию читателя, порой могут сделать честь самому блестящему научному труду по страноведению. И это знак добросовестной работы, знак уважения и доверия к своему читателю. Поэтому успех Александра Бондаренко на литературном поприще во многом был предсказуем этим неординарным подходом к самой фактуре произведения. Кроме того, напомним, что, по его словам, за многими сюжетными ходами в его повестях и романах стоят реальные события и люди…

Но, как утверждает сам Бондаренко, его романы и повести не просто развлекательное чтение, насыщенное интригами и кровавыми преступлениями, мужественными героями и безжалостными злодеями. Практически в каждом произведении рефреном проходит беспокойство автора за судьбу своей страны и народа. Исследуя язвы общественной жизни сквозь призму детективного жанра, Александр Бондарь не перестает задаваться вопросами: кто мы и куда идем, какой путь выберет Россия, какие люди будут жить в ней? Отчетливее всего эти мысли видны в последних произведениях Александра Бондаря. В той же «Сороке на рододендроне», главный герой которой, будучи профессиональным киллером, тем не менее остается фигурой несколько более привлекательной, чем его многочисленные жертвы и «клиенты». Неудивительно, что, не выдержав мук совести, этот человек в финале романа сам обрекает себя на смерть.

C коллективом и участниками редакционного совета журнала «CITY Владивосток»

Точно таким же актуальным по звучанию стал, например, и многослойный философско-психологический детективный роман автора «Потомки Каина. Их цель — президент». Там также звучат напряженные размышления о судьбах России, о ее непростом настоящем и уж точно непредсказуемом будущем. С другой стороны, казалось бы, почему человека, который мог бы спокойно тешить читателя головокружительными сюжетами и экзотикой в стиле National Geographic, который наряду с успешной литературной карьерой удачно занимается предпринимательством, беспокоят такие проблемы? Зачем ему это?

Ответ прост. Как у каждого настоящего русского писателя, у Александра Бондаря остро развито чувство справедливости, чувство долга. Без этого качества быть русским писателем просто невозможно. И жанровая принадлежность уже роли не играет. Только мастерство и совесть могут сделать писателя.

Не стоит забывать и о том, кем работал Александр Бондаренко. Даже выйдя в отставку, этот неисправимый романтик и идеалист стоит на страже закона и светлых человеческих ценностей. Это может показаться старомодным и даже пафосным, но стоит открыть любую книгу Александра Бондаря, и становится понятно, насколько искренен автор.

gramota

Называть Александра Бондаря писателем начинающим — кривить душой. Недавнее — по времени — вхождение в мир литературы с лихвой окупается богатым жизненным опытом, эрудированностью, мастерством, работоспособностью, а также высокими моральными установками. Александр Бондарь — зрелый, самобытный и цельный автор. И то, что он пишет детективы выгодно, отличает его от своих приморских коллег, среди которых мастеров детективного жанра не так уж много. И говоря о коллегах по писательскому цеху, стоит отметить, что профессиональные литераторы оценили положительно появление нового собрата по перу. Так, например, высокого мнения придерживается о творчестве Александра Бондаря живой классик приморской литературы Лев Князев. К тому же, весной 2010 года Александр Сергеевич Бондаренко был избран заместителем председателя правления Приморского отделения Союза писателей России. И это знак признания среди профессионалов. Кроме того, ряд столичных кинокомпаний высказал пожелание экранизировать некоторые произведения Александра Бондаря — переговоры в этом направлении уже ведутся.

Впрочем, и обычные любители детективного жанра также отдают должное текстам самобытного автора. Даже самые скептически настроенные читатели после знакомства с произведениями Александра Бондаря неизменно выносили самые лестные оценки его творчеству. Во многом поэтому книг Александра Бондаря в магазинах Владивостока и Приморского края просто не достать. Но для интернет-пользователей ознакомиться со многими книгами А. Бондаря не составит особого труда: для этого достаточно посетить на этом сайте разделы «Книги» или «Читальный зал», где выложены электронные версии произведений автора. Кроме того, ведется переиздание некоторых книг писателя в принципиально новом виде.

Так, в 2011 году свет увидел интерактивный сборник из восьми детективных романов автора — «Красные акулы». В формат издания входят не только версии для чтения, но и записанный в аудиоверсии роман «Сорока на рододендроне». Над обложкой издания дуэтработал известный далеко за пределами Приморья художник Всеволод Мечковский, с которым  писатель Александр Бондарь плодотворно сотрудничает начиная с 2009 года. Их тесная совместная творческая работа не могла не сказаться на результате: ранее изданные книги Бондаря получили второе дыхание и обрели свежее звучание через новые оригинальные иллюстрации и художественное оформление. За сборник «Красные акулы»  издательству «Русский остров», его подготовившему, была присуждена серебрянная медаль по итогам 15-й Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный Двор — 2011». 

diplomЗнаменательной вехой в их плодотворном сотрудничестве стала совместная книга «Осколки ледяных зеркал», вышедшая в 2011 году, — роман-жизнеописание о художественном творчестве и в прозе, и на языке живописи. Литературная часть произведения представлена прежде всего правдивым романом А. Бондаря о художнике, его жизни и творчестве «Блуждающий в тумане», органичным продолжением которого стало красочное полотно «Против течения. Жизнеописание в картинах» Вс. Мечковского в виде тематической подборки репродукций его картин, «сдобренной» статьями и комментариями приморских искусствоведов.

Такой оригинальный эксперимент, сочетающий в себе элементы не только традиционного литературного, но и живописного жанра, оказался поистине обреченным на успех. 

За выпуск в свет этой книги издательство ДВФУ в 2011 году было награждено бронзовой медалью по итогам 15-й Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный Двор — 2011». 

В начале 2012 года «Осколки ледяных зеркал» были удостоены Международной литературной премии «Интеллект» за 2012 год, учрежденной Глобальным форумом мест проживания людей (Global Forum on Human Settlements) и журналом «Лучшие мировые практики» (Word Best Practices Magazine) — участниками программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде ЮНЕП.

diplom

Роман был удостоен этой ежегодной премии как самое интеллектуальное художественное произведение, опубликованное в предыдущем, 2011-м, году на любом из языков мира, по итогам онлайн-голосования всех зарегистрированных участников Глобального форума в период с 1-го по 15 января 2012 года. А чуть позже, 28 января 2012 года, на торжественном приеме во Владивостоке лауреаты получили соответствующие приз и диплом, а также уведомление о праве на выдвижение на соискание Нобелевской премии в области литературы за 2013 год. 

20 сентября 2012 года в кинотеатре «Уссури» (г. Владивосток) прошла презентация романа А. Бондаря — «Потомки Каина. Их цель — президент». На презентации присутствовало более 100 человек — пришли представители СМИ, друзья, коллеги, бывшие сослуживцы автора и просто поклонники его таланта. Состоялось обсуждение нового произведения, автор рассказал читателям о себе, коснулся интересных подробностей о создании романа «Потомки Каина», ответил на вопросы. 

Почти одновременно с «Потомками Каина» вышла в свет и вторая часть «Осколков ледяных зеркал», которая включила в себя детектив А. Бондаря «Лягушачьи Лапки», посвященный автором своим одноклассникам, а также — «Крылатый всадник страны «тянитолкаев». Жизнеописание в картинах» художника Вс. Мечковского, что представляет собой подборку репродукций не вошедших в альбом первой части издания картин художника, сопряженную с его размышлениями о перипетиях творчества и яркими житейскими воспоминаниями.

В апреле 2013 года увидел свет очередной — в жанре фантасмагории (и на злобу дня) — роман писателя «Дураки и манекены». В нем повествуется о том, что манекены с целью порабощения людей организуют заговор. Для реализации своего замысла они создают свою политическую партию. В противовес манекенам людьми создается Партия дураков… Тут и сам Господь посылает на землю посланника, призванного предотвратить грядущее столкновение… Своеобразным дополнением к роману послужил иллюстративный блок И. Егорчева, включивший 100 фотографий манекенов из разных стран мира и краткие размышления на «манекенную» тему с избранными цитатами из стихов и прозы разных авторов. Таким образом, этот роман служит в определенном смысле логическим продолжением удачно сложившегося эксперимента А. Бондаря, который спонтанно возник, начиная с романа «Осколки ледяных зеркал», когда в узоре одного произведения были органически вплетены друг в друга совершенно разные (с точки зрения художественного восприятия) творческие начала: литературное и изобразительное. Только в последнем случае зрительная компонента «Дураков и манекенов»  обеспечивается уже не живописью (как это было реализовано в «Осколках ледяных зеркал»), а посредством фотографии через разноплановые авторские тематические инсталляции И. Егорчева.

10 октября 2013 года в ресторане «Гелиф» (г. Владивосток) прошла официальная презентация книги «Дураки и манекены». На презентации присутствовало более 50 человек — пришли друзья и коллеги авторов, заинтересованные читатели и представители СМИ, в том числе «Новой газеты», «Российской газеты», газет «Аргументы и факты — Приморье», «Комсомольская правда» на Дальнем Востоке, «Народное Вече», «Владивосток» и агентства PrimaMedia. Состоялось обсуждение нового произведения, авторы (А. Бондарь и И. Егорычев) рассказали присутствующим о себе, а также интересные подробности о создании книги, поделились творческими планами, ответили на вопросы.

20 июня 2013 года А. Бондарь вошел в тройку финалистов 1-го Владивостокского городского творческого конкурса «Мой город у моря» в номинации «Литература».

Появление же новых романов является вопросом времени. Будут новые книги и новые встречи с читателями.